Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления" с описанием от профессионалов и комментариями. Любые вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления

Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Fzemelnoustroitelnaya-ekspertiza-11

Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

Продемонстрировать, что это такое — публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Fservitut-chto-eto-011-150x150

Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:
  • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
  • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
  • Необходимость проведения дренажных работ;
  • Необходимость использования территории для научных исследований;
  • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

  • Нормативный документ местного самоуправления;
  • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
  • Общегосударственного нормативного акта РФ.

При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

Особенности межевания участков при публичном сервитуте

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Fzemvopros.ru_id253_272851-150x150

Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

  • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
  • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
  • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

Все спорные вопросы межевания участка необходимо решать через суд.

Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

Читайте так же:  Как продать свою долю в приватизированной квартире

В качестве доказательства административные органы должны предоставить:

  • документы, которые будут подтверждать, что только данное обременение части земельного участка лица позволяет реализовать права и свободы других граждан.

В данном случае истцу необходимо внимательно изучить предоставленные документы, и в случае необходимости, провести независимую экспертизу, которая опровергнет или подтвердит заключение государства об отсутствии другой возможности реализации прав жителей;

  • документы, в которых указана точная цель обременения и в чьих интересах он вынесен. Если сервитут устанавливался для допуска к колодцу, то в документах должно быть указано «для допуска к колодцу».

В данном случае владелец может привести суду доказательства, если они есть, использования земельной полосы для других целей, то есть показать, что условия обременения не соблюдаются;

  • протокол общественного собрания, в котором обязательно должны быть указаны сведения о необходимости обременения и отражена точка зрения общественности.

Установление публичного сервитута происходит для соблюдения прав, свобод и потребностей неопределенного круга людей, только в случае, когда отсутствие обременения не позволяет реализовать им свои потребности другим способом.

Важно: государство должно доказать, что только данный способ является возможностью реализации прав и свобод людей. Если доказательств будет недостаточно, сервитут будет признан недействительным.

Собственник земельного участка, в свою очередь, должен опровергнуть весомыми аргументами и доказательствами, документы предоставленные администрацией.

Суд, чаще всего, принимает сторону той стороны, которая смогла привести больше аргументов в свою пользу.

Публичный сервитут устанавливается только на основании голосования общественности, если муниципалитет не проведет голосование должным образом, установить обременение нельзя.

Так же стоит помнить, что обременение, в данном случае, не является безвозмездным оказанием услуг, поэтому при подписании документов стоит внимательно вычитать параграф оплат.

Если предлагаемая сумма не устраивает собственника, он вправе потребовать ее увеличения, так как в настоящий момент минимальной и максимальной ежемесячной выплаты не установлено законом.

Что такое публичный сервитут? Виды, плата и цели на установление публичных сервитутов

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=https%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fpublichnyy_servitut_1_04233957-400x300

На земельные участки могут накладываться различные обременения, для каждого из которых характерны свои особенности.

Нередко таким обременением становится сервитут, устанавливающийся только государственным органом, но без передачи земли в государственную собственность.

В данной статье мы рассмотрим, что такое публичный сервитут и когда он применяется. Также будет рассказано о грамотной установке такого вида обременения на землю.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FPublichnyy_servitut_1_04234251-400x266

Поведение субъектов земельного права по отношению к участкам регулируется Земельным кодексом. Нюансы, связанные с наложением сервитута, зафиксированы в статье 23 ЗК РФ.

В ней определены цели для установления сервитута плюс длительность данного права ограниченной эксплуатации участка. Итак, что такое публичный сервитут в отношении земельных участков?

Публичный сервитут — это указанное право, согласно которому можно пользоваться участком, находящимся в чужой собственности. В противовес частному типу, заключаемого с одноименным лицом, публичный устанавливается в пользу государства.

По этому же обстоятельству публичный сервитут не идентичен общественному сервитуту. Последний определяется и реализуется для удовлетворения интересов частного лица на условиях, схожих с частным сервитутом.

В них зафиксирована возможность всех жителей страны посещать территории лесного фонда страны и использовать водные массивы, находящиеся в общем пользовании, и прочие типы водных ресурсов. С помощью вышеуказанных документов отображены лесной и водный сервитуты, направленные в пользу общества.

Особенности права ограниченного пользования наделом

Публичный земельный сервитут отличается некоторыми нюансами:

  1. Упомянутое право оформляется исходя из соответствующего правового акта.
  2. Утверждение права ограниченной эксплуатации куска земли применимо для удовлетворения интересов населения или государства.
  3. Для вынесения акта потребуются основания, в чьей роли нередко выступают итоги, полученные в процессе общественных слушаний.

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FPublichnyy_servitut_2_04234304-400x241

Виды публичного сервитута, подобно частному аналогу, классифицируются по периодам действия соглашения. Определяют постоянный и срочный типы упомянутого права.

Для первого сроки действия не устанавливаются и не прописываются в тексте соглашения. У другого, наоборот, существуют конкретные сроки, в течение которых действует право ограниченной эксплуатации участка.

Также определяется возмездное и безвозмездное основание для сервитута. В случае безвозмездного публичного сервитута хозяину участка не предоставляются никакие компенсации, даже когда применение права ограниченной эксплуатации земли приносит ущерб или сильно ограничивает пользование участком со стороны самого владельца.

Читайте так же:  Как выписать ребенка из квартиры

Далеко не всегда публичный сервитут может быть установлен. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут? Причинами для этого могут стать следующие ограничения:

  • обременение надела при его нахождении в зоне земли, используемой для строительства объектов, необходимых для безопасности государства;
  • при строительстве на данной территории энергетических объектов, применимых для нужд населения или предприятий;
  • если участок используется для утилизации промышленных и бытовых отходов;
  • применение права обременения надела для возведения постоянно функционирующего предприятия.

Несмотря на то, что результаты общественных слушаний имеют преимущественно рекомендательный характер, только с при их наличии и с их учетом может проводиться установление публичного сервитута.

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fpublichnyy_servitut_1_02090516-400x249

Данное право ограниченной эксплуатации участка обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может выступать прошение, переданное главе администрации субъекта РФ. В заявлении отражается необходимость использования конкретного участка с приведением фактов, подкрепляющих данную потребность.

Появление публичного сервитута может иметь место строго на законных основаниях. При его установлении учитываются нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных случаев, где выясняются цели, для которых планируется эксплуатировать участок. Наиболее распространенными являются:

  • проход или проезд;
  • выпас или прогон животных;
  • осуществление дренажных работ;
  • геологоразведочные изыскания, планируемые на конкретном куске земли;
  • размещение на территории надела геодезических и межевых знаков;
  • для проведения сенокоса, ловли рыбы или охоты;
  • проведения инженерных, коммунальных, электротехнических и иных действий.

Публичный сервитут представляют следующие примеры:

  1. Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
  2. Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
  3. Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FPublichnyy_servitut_4_04234357-400x223

Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.

При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.

Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.

Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.

При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.

Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.

Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.

Законодательно оплата за использование сервитута не числится обязательной. Однако, владелец надела имеет право потребовать компенсацию, если вследствие сервитута для него создаются существенные ограничения в пользовании землей. Величина оплаты устанавливается только в результате согласования с администрацией сельского поселения или города.

При этом нет конкретного определения существенным ограничениям в эксплуатации участка. Плюс данное понятие может затрагивать как сторону владельца участка, так и в сторону лиц, использующих сервитут. Поэтому хозяину надела желательно сразу установить положительные отношения как с администрацией, так и с остальным населением. В дальнейшем это больше поспособствует получению желаемой компенсации.

Как установить право ограниченного пользования наделом?

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FPublichnyy_servitut_5_04234418-400x203

Для установки права ограниченного пользования наделом должны выполниться несколько шагов, среди которых:
  1. Составление заявление и его подача.
  2. Рассмотрение обращения представителями госвласти.
  3. Организация общественных слушаний, на основании которых выносится решение.
  4. Принятие решения со стороны органа власти в вопросе наложения сервитута, затем издание нормативного правового акта.
  5. Начало действия сервитута.

Сервитут определяется с использованием нормативного акта, поскольку обременение хоть и накладывается на четко обозначенный надел и для конкретного хозяина участка, он будет находиться в пользовании большого количества лиц.

Что потребуется указать в заявлении:

  1. Сам участок, на который будет установлен сервитут.
  2. Цели, для которых накладывается обременение.
  3. Срочный или бессрочный сервитут требуется.
  4. Информация о собственниках надела.
  5. Информация о будущих пользователях права и т. д.
  • Скачать бланк заявления на установление сервитута
  • Скачать образец заявления на установление сервитута
Читайте так же:  Условные обозначения на топографических картах

Рассмотрением поданного документа и назначением сервитута занимается орган, обозначенный в нормативном акте субъекта. Сроки рассмотрения определяются там же.

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fobschestvennye_slushaniya_1_04234439-400x263

Общественные слушания представляют собой обсуждение ситуаций, имеющих отношение к обществу, при его непосредственном участии. Несмотря на то, что законодательно подобной формы не определено в законодательстве, подобное мероприятие можно расценивать как сход граждан.

Вся информация о слушаниях и их результатах оформляется в виде протокола, содержащего информацию о повестке слушаний, количестве участников и результатах процесса. Данное мероприятие не является обязательным и его итоги обычно имеют сугубо рекомендательный характер.

В нормативном акте, составляемом после получения положительного решения обязательно указывается надел и основные данные о нем, его владельце, времени и причинах для создания права ограниченной эксплуатации земли.

Старт работы сервитута совпадает с регистрацией упомянутого права в ЕГРП. Причем сведения о земельном наделе должны уже содержаться заранее в Росреестре. Для занесения данных в регистрационную палату понадобится фиксированный пакет бумаг:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Оплаченная квитанция,фиксирующая внесение госпошлины.
  3. Нормативный акт, где прописано наложение сервитута.
  4. Нотариально заверенная доверенность, если оформлением занимается официальный представитель.
  5. План надела.
  • Скачать бланк заявления о регистрации сервитута
  • Скачать образец заявления о регистрации сервитута

Данная процедура позволяет использовать надел с учетом интересов всех сторон, эксплуатирующих надел.

При правильном оформлении бумаг и отсутствии противостояния со стороны владельца участка можно добиться большей выгоды в виде получения компенсаций за эксплуатацию земли. В то же время, если в отношении собственника присутствуют неправомерные действия, он имеет право подать в суд для восстановления ущемленных прав.

Сервитут – понятие, виды, порядок установления и прекращения

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается только в том случае, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сервитут может быть как публичным, так и частным.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

– прохода иди проезда через земельный участок;

– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

– проведения дренажных работ на земельном участке;

– забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

– прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

– сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

– использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

– свободного доступа к прибрежной полосе.

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости) и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при недостижении ими соглашения — в судебном порядке.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Читайте так же:  Раздел дома и участка, принадлежащие лицам на праве общей долевой собственности

В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, и в связи с этим не подлежит обязательному применению.

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:

в случае установления частного сервитута — собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;

в случае установления публичного сервитута — органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

– размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

– размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

– размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Порядок оформления и прекращения сервитута

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно письму Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 года № Д23-3607 “Об установлении сервитута на земельный участок” в соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса РФ допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным Кодексом РФ, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

– сведения о сторонах соглашения;

– сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

– цели и задачи установления сервитута;

– пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

– размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

– иные права и обязанности сторон.

Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка — документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Читайте так же:  Разница между совместной и долевой собственностью

Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дела об установлении сервитута рассматриваются федеральными (районными) судами. Иск подается по месту нахождения недвижимого имущества. Исковое заявление названной категории оплачивается в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ (для судов общей юрисдикции), а именно: для физических лиц — 200 рублей; для организаций — 4000 рублей.

В исковом заявлении должны быть отражены следующие данные:

– наименование суда, в который подается заявление;

– наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

– наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

– обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

– сведения о соблюдении до судебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

– перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению следует приложить письменные доказательства о до судебном порядке урегулирования спора, документы, подтверждающие права на земельный участок.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более детально указанная процедура регламентируется Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 года № 132.

Так, для осуществления государственной регистрации сервитута в территориальный орган Росреестра необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя);

4) доверенность, подтверждающую полномочия представителя;

5) для заявителя — юридического лица дополнительно представляются:

– учредительные документы (устав, учредительный договор) со всеми изменениями и дополнениями;

– свидетельство о государственной регистрации юридического лица — для юридических лиц, созданных после 1 июля 2002 года;

– свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года — для юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 года;

– свидетельство о постановке на налоговый учет;

– выписка из ЕГРЮЛ;

– документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении, определение суда о назначении арбитражного управляющего и т.д.);

6) право устанавливающий документ: соглашение об установлении частного сервитута; нормативно-правовой акт органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута;

7) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 1 марта 2008 года, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка), выданные до 1 марта 2008 года.

Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут. Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута в интересах физического лица составляет 1000 рублей, в интересах юридического лица — 4000 рублей.

Сервитут может быть прекращен в следующих случаях:

– по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;

– по решению суда в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим целевым назначением.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

При прекращении сервитута в ЕГРП вносится соответствующая запись.

Изображение - Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления 129856318
Автор статьи: Петр Кошкин

Здравствуйте. Меня зовут Петр.  Я 8 лет работаю в юридической сфере консультантом. Считая себя экспертом и хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.7 проголосовавших: 13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here