Формирование тарифов на электроэнергию

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "формирование тарифов на электроэнергию" с описанием от профессионалов и комментариями. Любые вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Цена электрической и тепловой энергии — это стоимость единицы электрической или тепловой энергии, не включающая стоимость ус­луг по ее передаче и иных соответствующих услуг.

Ценообразование на электрическую и тепловую энергию, так же как на любой товар — это процесс формирования уровня или величи­ны тарифов, применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию.

В целом на рынках электрической и тепловой энергии действует система цен, включающая следующие ее виды:

1) тарифы на электрическую энергию и мощность на оптовом рын­ке, в том числе, во-первых, тарифы на электрическую энергию и мощ-ность, поставляемые на оптовый рынок субъектами этого рынка Ш поставщиками электрической энергии и мощности; во-вторых, тари­фы на электрическую энергию и мощность для покупателей, деист-1 вующих в регулируемом секторе оптового рынка; в-третьих, регули­руемый предельный тариф, складывающийся в секторе свободной” торговли оптового рынка;

2) плата за услуги, оказываемые в условиях естественной монопо­лии, регулируемая в соответствии с Федеральным законом «О естест­венных монополиях». Сюда относятся плата за услуги по передаче’ электрической энергии по единой национальной и региональным электрическим сетям, плата за услуги по передаче тепловой энергии, плата за услуги естественных монополий в сфере передачи электриче­ской энергии по присоединению потребителей к их электрическим; сетям (в этих условиях порядок и условия оплаты утверждаются Феде- ральной службой по тарифам);

3) плата за услуги, оказываемые на оптовом рынке, в том числе плата за услуги по обеспечению системной надежности. Эти услуги! оказываются субъектами оптового рынка в соответствии с перечнем и,| условиями оплаты, утверждаемыми централизованно. Происходит; также оплата за балансировку т.е. плата за использование или неис-| пользование мощностей (с учетом резервов) на оптовом рынке, плата] за услуги коммерческого оператора оптового рынка — администратор ра торговой системы, ценовая ставка формирования средств, предна-| значенная для. обеспечения безопасного функционирования и разви-1 тия атомных электростанций;

4) тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок;

5) цена продажи производителями электрической энергии, не по­ставляемой на оптовый рынок;

6) плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентская плата).

Перечисленные выше тарифы регулируются централизованно;

7) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую на потребительский рынок. Последний состоит из энергоснабжаю-1 щих организаций и потребителей, расположенных на территориях со-| ответствующих субъектов Федерации. Утверждаются эти тарифы ре

1 тональными структурами, которые являются органами исполнитель-! ной власти субъектов Федерации.

Итак, в систему тарифов на электрическую и тепловую энергию входит рановесная конкурентная цена, складывающаяся в секторе! свободной торговли оптового звена. Каждому субъекту оптового рын-| ка — поставщику электрической энергии предоставляется право про-1

дажи части вырабатываемой электрической энергии по нерегулируе­мым ценам. Предельный объем электрической энергии, продажа ко­торого разрешается по нерегулируемым ценам, устанавливается Правительством РФ и должен быть одинаковым в процентном отно­шении для всех объектов оптового рынка.

Основным методологическим принципом определения экономи­чески обоснованного уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию является реализация расходов на их производство и получе­ние прибыли, достаточной для ведения нормальной хозйственной деятельности.

В состав регулируемых тарифов включаются расходы, состоя­щие из:

• нормативов удельного расхода топлива на производство 1 кВт/ч электроэнергии, за исключением ядерного;

• цены на топливо, которое используется на выработку 1 кВт/ч (регулируемая государством, установленная на основании договоров, официально опубликованных прогнозных цен, в том числе биржевых котировок);

• расчетных объемов потребления тоцлива с учетом структуры потребления (берется в среднем за три года);

• нормативов создания запасов топлива (за исключением ядер­ного);

• оплаты труда конкретных категорий работников, определяемых в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

• расходов на проведение ремонтных работ, утвержденных Феде­ральной энергетической комиссией (ФЭК).

Для атомных электростанций учитывается потребность в ядерном топливе.

Предельные тарифы на электроэнергию для поставщиков и поку­пателей устанавливаются ФЭК.

Эти тарифы представляют собой сумму составляющих:

• средняя стоимость единицы электроэнергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке;

• суммарная стоимость услуг по передаче энергии.

Регулирующие органы определяют величину прибыли, необходи­мой для эффективного функционирования и развития энергетиче­ских предприятий. Это осуществляется путем определения обосно­ванной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемой Деятельности. Рассчитывается величина прибыли, достаточная для наличия средств на обслуживание привлеченного и заемного капита­ла, наличия собственных средств для развития, для выплаты дивиден­дов и финансирования за счет прибыли других основных расходовРазмер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов, определяется на основе программ развития энергетических предприятий и утвержда­ется регулирующими органами в установленном порядке как состав­ная часть тарифа организации.

Цена покупки электроэнергии с оптового рынка (Цот) рассчитыва­ется как средневзвешенное значение цены покупки с регулируемого сектора оптового рынка и цены покупки с конкурентного, свободного сектора оптового рынка по формуле:

Читайте так же:  В какое время можно шуметь в квартире по закону

Цопт = Црег х Дрег + Цкон х Дкон

где Црег и Цкон — соответственно цены на регулируемом и конкурент­ном секторах оптового рынка; Дрег и Дкон — соответственно доли покупки электроэнергии с регулируемого и конкурентного секто­ров оптового рынка.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую по­требителям, кроме населения, устанавливается в трех вариантах:

1) в виде стоимости 1 кВт/ч;

2) в виде двух ставок:

а) ставка за покупку 1 кВт/ч;

б) ставка платы 1 кВт/ч электрической мощности;

3) в виде зонных тарифов, т.е. дифференцируется стоимость 1 кВт/ч по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки.

Для населения могут быть использованы первый и третий вари­анты.

Одноставочный тариф представляет собой оплату фактически по­требленной энергии по определенной ставке. По одноставочному, тарифу рассчитываются за потребляемую энергию все бытовые, сельскохозяйственные потребители, а также промышленные и к ним приравненные, если их присоединенная мощность не превышает1 750 кВт.

В разных регионах страны величина одноставочного тарифа раз­лична ввиду различий цены и качества топлива, технико-экономиче­ских показателей электростанций, удельного веса электростанций] разного типа (ГЭС, АЭС, ТЭЦ) в покрытии графика нагрузки.

Ставка одноставочного тарифа различается по группам потребите­лей: промышленных и к ним приравненных, бюджетных (последние финансируются из федерального или местного бюджета), бытовых,. коммерческих структур.

Для потребителей электроэнергии с годовым максимумом нагруз­ки не ниже 500 кВт применяется двухставочный тариф, состоящий из. двух ставок: основной платы, не зависящей от объема потребления

электроэнергии, и дополнительной платы за фактически потреблен-ную электроэнергию, учтенную счетчиком.

Основная ставка — это оплата заявленного максимума нагрузки, т>е. оплата за заявленную мощность в часы максимума нагрузки (с 9 до 12 часов и с 18 до 21 часа). Заявленный максимум нагрузки — это наи­большая получасовая мощность, отпускаемая потребителем в часы су­точного максимума нагрузки предприятия. Заявленная мощность фиксируется в договорах с потребителями -и периодически контроли­руется по показателям специальных приборов.

При двухставочном тарифе общая сумма оплаты электроэнергии (О) выражается формулой:

Средний тариф 1 кВт/ч (Цс) исчисляется по формуле:

где Цм— основной тариф; М — заявленный максимум нагрузки, кВт; Цк— дополнительный тариф за 1 кВт/ч потребленной электро­энергии; К— количество потребленной электроэнергии, кВт/ч.

При двухставочном тарифе для потребителей с различным режи­мом потребления электроэнергии средний тариф за 1 кВт/ч будет раз­личный. Он будет тем меньше, чем равномернее будет использоваться присоединенная мощность. Увеличение потребления электроэнергии на единицу присоединенной мощности означает более равномерное использование последней по времени. По этой причине система двух-ставочного тарифа, обеспечивая снижение среднего тарифа за 1 кВт/ч электроэнергии в результате большего ее потребления на единицу мощности, стимулирует предприятия более равномерно использовать мощность во времени. В то же время если предприятие перебрало за­явленную мощность в часы максимума нагрузки, с него взимается штрафной тариф в пятикратном размере, если недобрало, все равно платит за заявленную максимальную мощность.

Система двухставочных тарифов применяется лишь к крупным по­требителям электроэнергии. Для предприятий с небольшим потребле­нием электроэнергии признано нецелесообразным применение двух-ставочного тарифа. Для этих потребителей установлен один тариф за 1 кВт/ч потребленной электроэнергии.

К дополнительным методам регулирования тарифов относятся ин­дексация и метод привязки регулируемых тарифов к средневзвешен­ной цене покупки электроэнергии на оптовом рынке.

Метод индексации тарифов применяется в условиях высокого Уровня изменения цен на отдельные группы товаров или услуг, потребляемых организациями, осуществляющими регулируемую дея­тельность. Суть этого метода заключается в определении регулиремо-го тарифа с учетом индексации средств на закупку соответствующих товаров или услуг. Порядок применения этого метода утверждается Федеральным агентством по энергетике.

Метод привязки регулируемых цен к средневзвешенной цене по­купки электрической энергии на оптовом рынке состоит в примене­нии установленной зависимости изменения цены (тарифа) от измене­ния средневзвешенной цены покупки электрической энергии на оп­товом рынке.

Не допускается установление регулирующими органами льготных тарифов без определения источников и механизма компенсации^ льгот.

Реформирование электроэнергетики должно привести к измене­нию методологии ценообразования на оптовом рынке. Формирова-| ние рыночных цен на оптовом рынке в соответствии с утвержденным I положением будет осуществляться на основании сопоставления цено-1 вых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен в| соответствии с порядком установления равновесных цен оптового | рынка. На последующих этапах становления оптового рынка электро-.! энергии участникам рынка будет предоставлена возможность заклю-1 чения контрактов на будущие поставки электроэнергии и на покупку 1 или продажу фиксированного объема электроэнергии для поставки в| оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и 1 фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием! (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен.

Таким образом, цены, складывающиеся в секторе свободной тор-Ш говли оптового рынка, будут определяться основными принципами 1 развития и функционирования конкурентного оптового рынка элек

1 трической энергии.

На 2006 г. намечен полный переход России к свободной купле-1 продаже электричества.

Розничный рынок электрической и тепловой энергии — это потре- ] бительский рынок. В структуре розничного рынка электроэнергии в| 2002 г преобладали промышленные потребители с долей 48,9% обще-| го объема поставки электроэнергии, на долю потребителей ЖКХ при-1 ходилось 14%, потребителей транспорта и связи — 11,5%. Заметна тенденция к увеличению удельного веса непромышленной сферы,! транспорта и компаний связи в общем объеме полезного отпуска! электроэнергии.

Читайте так же:  Смена прописки

Принципы формирования тарифов на электроэнергию для конечных потребителей

1. ГП продает электроэнергию всем потребителям (кроме населения и приравненных к ним потребителей) по нерегулируемому тарифу, непревышающему рассчитанный им предельный уровень:

Изображение - Формирование тарифов на электроэнергию proxy?url=https%3A%2F%2Fstudme.org%2Fimag%2Feconom%2Flyub_ekupren%2Fimage857

где Изображение - Формирование тарифов на электроэнергию proxy?url=https%3A%2F%2Fstudme.org%2Fimag%2Feconom%2Flyub_ekupren%2Fimage858

; Изображение - Формирование тарифов на электроэнергию proxy?url=https%3A%2F%2Fstudme.org%2Fimag%2Feconom%2Flyub_ekupren%2Fimage859– средневзвешенная нерегулируемая цена на электроэнергию (мощность), рассчитывается АТС на основании цен покупки электроэнергии и мощности на ОРЭМ и розничных рынках; Изображение - Формирование тарифов на электроэнергию proxy?url=https%3A%2F%2Fstudme.org%2Fimag%2Feconom%2Flyub_ekupren%2Fimage860– плата за услуги, включает в себя сумму плат за регулируемые и нерегулируемые услуги.

К платам за регулируемые услуги относятся:

  • а) сбытовая надбавка ГП;
  • б) дифференцированная по уровням напряжения ставка на содержание сети двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
  • в) дифференцированная по уровням напряжения ставка на оплату технологического расхода (потерь) двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
  • г) тариф на услугу по ОДУ, оказываемую ГП СО;
  • д) тариф на услугу по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью, оказываемую ГП АТС.

К плате за нерегулируемые услуги относят плату за оказываемую ЦФР комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников ОРЭМ.

При этом законодательством предусмотрены некоторые особенности применения предельных уровней нерегулируемых тарифов:

Населению и приравненным к ним потребителям ГП продает электроэнергию (мощность) по регулируемым РЭК ценам в рамках предельных, установленным ФСТ России.

Основные составляющие тарифа на электроэнергию (мощность) для конечного потребителя за 2011 г. представлены на рис. 6.13.

Изображение - Формирование тарифов на электроэнергию proxy?url=https%3A%2F%2Fstudme.org%2Fimag%2Feconom%2Flyub_ekupren%2Fimage861

Рис. 6.13. Структура тарифа на электроэнергию для конечных потребителей

  • 2. В целях дифференциации предельных уровней нерегулируемых тарифов предлагается 6 категорий:
  • 1) одноставочные тарифы в целом за расчетный период;
  • 2) одноставочные, дифференцированные по зонам суток;
  • 3) двухставочные тарифы для объемов покупки электроэнергии и мощности, в отношении которых осуществляется почасовой учет и одноставочная стоимость услуг на передачу электроэнергии;
  • 4) двухставочные тарифы для объемов покупки электроэнергии и мощности, в отношении которых осуществляется почасовой учет и двухставочная стоимость услуг на передачу электроэнергии;
  • 5) двухставочные тарифы для объемов покупки электроэнергии и мощности, в отношении которых осуществляется почасовой учет и планирование и одноставочная стоимость услуг на передачу электроэнергии;
  • 6) двухставочные тарифы для объемов покупки электроэнергии и мощности, в отношении которых осуществляется почасовой учет и планирование и двухставочная стоимость услуг на передачу электроэнергии.

Объем электроэнергии, к которому применяются одноставочные тарифы или ставка за электроэнергию нерегулируемых цен в рамках ставок предельных уровней, дифференцированных по 3–6-й ценовым категориям, равен фактическому объему покупки электроэнергии.

Объем мощности, к которому применяется ставка на мощность нерегулируемых цен в рамках ставок предельных уровней, дифференцированных по 3–6-й ценовым категориям, равен фактическому объему покупки мощности. Фактическое потребление мощности потребителем розничного рынка определяется как среднее арифметическое значение из фактических почасовых объемов потребления электроэнергии потребителем в указанные АТС часы пиковой нагрузки данного ГП за месяц (табл. 6.6).

Таблица 6.6. Расчет нерегулируемого тарифа на электроэнергию (мощность)

Ценовые категории/ варианты предельных уровней

Прежде чем перейти к описанию составляющих тарифа на электроэнергию, кратко изложим суть реформы РАО ЕЭС. Функционировавшая до 2002 г. компания (РАО) фактически являлась монополистом в РФ, т.к. совмещала все виды деятельности: начиная от производства и передачи электроэнергии, заканчивая ее распределением и продажей. Соответственно стоимость тарифа на электроэнергию устанавливало государство в лице Федеральной службы по тарифам, что и было основной предпосылкой к реформе, потому как частные инвесторы не вкладывали деньги в эту отрасль, а она требовала серьезной модернизации.

Суть реформы заключалась в том, чтобы постепенно перейти от тарифного регулирования к формированию тарифа рыночным способом, а для этого необходимо было уйти от монополии, создав этот самый рынок. В результате реформы были созданы генерирующие компании (производство электроэнергии), электросетевые компании (передача электроэнергии), системный оператор единой энергосистемы (централизованное управление энергосистемой), энергосбытовые компании в статусе гарантирующих поставщиков (продажа электроэнергии потребителям).

Таким образом, стоимость электроэнергии (тарифа) складывается из следующих четырех составляющих: стоимость производства электроэнергии (мощности) + стоимость передачи электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка. Стоимость передачи электроэнергии (м) по-другому называется котловой тариф на передачу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Потребители, у которых заключен договор энергоснабжения, оплачивают электроэнергию гарантирующему поставщику (в одно окно), а уже гарантирующий поставщик распределяет и перечисляет полученные средства генерирующим и сетевым компаниям, а также системному оператору.

Также потребитель вправе заключить два договора: договор купли-продажи электроэнергии, тариф в котором будет включать стоимость производства электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовую надбавку, а также отдельный договор с сетевой компанией на оплату услуги передачи электроэнергии.

В соответствие с ПП РФ от 04.05.12 тарифы на электроэнергию за текущий месяц публикуются гарантирующими поставщиками с задержкой в 15 дней. Например, тарифы за август публикуются до 15 сентября и т.д., поэтому узнать в текущем месяце значение тарифов невозможно.

Читайте так же:  Регистрация права собственности на земельный участок

Ниже указана таблица в которой приблизительно указан порядок процентного соотношения каждой составляющей в общей доле тарифа.

Стоимость производства электроэнергии (м)

Котловой тариф на передачу

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Первая составляющая: стоимость производства электроэнергии (мощности)

Именно эта составляющая в тарифе определяется рыночным путем, т.е. зависит от спроса и предложения на рынке электроэнергии. Упрощенно схема работы следующая: в соответствие с реформой в каждом регионе РФ находится несколько генерирующих компаний, которые в процессе торгов борятся за объемы электроэнергии, которые необходимо произвести по заявкам от крупных потребителей, постепенно снижая стоимость своих предложений. Таким образом, победившая компания производит электроэнергию под конкретную заявку, например, под гарантирующего поставщика и эта составляющая стоимости затем транслируется в тариф.

Следует отметить, что кроме рынка электроэнергии, также есть рынок мощности. Если провести аналогию с другим энергоресурсом – водой, то электроэнергия – это вода, а мощность – это ее напор. Т.е. в тарифе содержится составляющая на оплату производства электроэнергию, а также составляющая на обеспечение соответствующей мощности.

Итого: стоимость производства электроэнергии (мощности) – это значение, которое изменяется ежемесячно, либо ежесячно в зависимости от выбранного тарифного плана на электроэнергию (ценовой категории). В среднем плавно растет на 6-8% в год.

Вторая составляющая: котловой тариф на передачу электроэнергии (м)

Эта составляющая тарифа регулируется государственными органами (РЭК, ФСТ, комитет по тарифам). Котловой тариф утверждается в конце каждого года на два полугодия вперед. При этом во втором полугодии тариф, как правило, вырастает на 2-4% по отношению к первому полугодию.

Котловой тариф применяется в тарифе в зависимости от уровня напражения к электросети потребителя. Например, котловой тариф на уровне напряжения СН-2 (20-1 кВ) будет ниже, чем тариф на уровне напряжения НН (0,4 кВ). Это объясняется тем, что подключившись на уровне СН-2 потребителю потребуется самостоятельно построить подстанцию, которая будет понижать уровень напряжения до с 1 кВ до рабочего напряжения оборудования – 0,4 кВ, а также ее обслуживать. Подключение потребителя к сети по уровню напряжения НН (0,4 кВ) означает, что подстанция уже построена сетевой компанией, однако тариф на это уровне напряжения будет самым высоким, т.к. сетевая компания будет обеспечивать транспорт электроэнергии от электростанции до потребителя, постепенно понижая его до рабочего напряжения и соотвественно будет нести расходы на содержание сети.

Итого: стоимость передачи электроэнергии (м) – котловой тариф на электроэнергию фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от уровня напряжения, по которому потребитель подключился к сети. Чем выше напряжение в точке подключения, тем ниже тариф на передачу.

Третья составляющая: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Сбытовая надбавка аналогичным образом регулируется государственными органами на два полугодия. Значение сбытовой также в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого, а вот ее значение зависит от максимальной мощности предприятия (объекта предприятия). Всего есть три уровня по максимальной мощности: до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и свыше 10 МВт. Чем выше мощность предприятия, тем ниже значение сбытовой надбавки.

Итого: сбытовая надбавка фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от максимальной мощности предприятия. Чем выше максимальная мощность предприятия, тем ниже сбытовая надбавка.

Эта составляющая в общей доле тарифа составляет самое минимальное значение – порядка 0,1% и от месяца к месяца меняется несущественно.

Итого: значения инфраструктурных платежей пренебрежимо мало на фоне общего значения тарифа и практически не изменяется от месяца к месяцу.

Кроме понятия тарифа на электроэнергию, существует понятие ценовой категории (тарифного плана на электроэнергию). Например, первая ценовая категория – это фиксированный тариф на месяц. Вторая ценовая категория – это тарифы, дифферинцируемые по зонам суток. Также существует еще 3, 4, 5, 6 ценовая категория, подразумевающие оплату электроэнергии (м) предприятием по почасовым тарифам.При этом потребители вправе самостоятельно выбирать для расчетов наиболее выгодную ценовую категорию, путем уведомления гарантирующего поставщика. Выбор оптимальной ценовой категории позволяет снизить затраты на оплату электроэнергии до 25%.

С более подробной информацией по ценовым категориям можно ознакомиться на странице сервиса “Калькулятор ценовых категорий”.

Цена электрической и тепловой энергии — это стоимость единицы электрической или тепловой энергии, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг.

Ценообразование на электрическую и тепловую энергию, так же как на любой товар — это процесс формирования уровня или величины тарифов, применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию.

В целом на рынках электрической и тепловой энергии действует система цен, включающая следующие ее виды: 1)

тарифы на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе, во-первых, тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемые на оптовый рынок субъектами этого рынка — поставщиками электрической энергии и мощности; во-вторых, тарифы на электрическую энергию и мощность для покупателей, действующих в регулируемом секторе оптового рынка; в-третьих, регулируемый предельный тариф, складывающийся в секторе свободной торговли оптового рынка; 2)

Читайте так же:  Договор дарения автомобиля образец и порядок заполнения

плата за услуги, оказываемые в условиях естественной монополии, регулируемая в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях». Сюда относятся плата за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной и региональным электрическим сетям, плата за услуги по г ^едаче тепловой энергии, плата за услуги естественных монополий в сфере передачи электрической энергии по Присоединению потребителей к их электрическим сетям (в этих условиях порядок и условия оплаты утверждаются Федеральной службой по тарифам); 3)

плата за услуги, оказываемые на оптовом рынке, в том числе плата за услуги по обеспечению системной надежности. Эти услуги оказываются субъектами оптового рынка в соответствии с перечнем и условиями оплаты, утверждаемыми централизованно. Происходит также оплата за балансировку, т.е. плата за использование или неиспользование мощностей (с учетом резервов) на оптовом рынке, плата за услуг и коммерческого оператора оптового рынка — администратора торговой системы, ценовая ставка формирования средств, предназначенная для обеспечения безопасного функционирования и развития атомных электростанций; 4)

тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок; 5)

цена продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок; 6)

плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентская плата).

Перечисленные выше тарифы регулируются централизованно; 7)

тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую на потребительский рынок. Последний состоит из энергоснабжающих организаций и потребителей, расположенных на территориях соответствующих субъектов Федерации. Утверждаются эти тарифы региональными структурами, которые являются органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Итак, в систему тарифов на электрическую и тепловую энергию входит рановесная конкурентная цена, складывающаяся в секторе свободной торговли оптового звена. Каждому субъекту оптового рынка — поставщику электрической энергии предоставляется право продажи части вырабатываемой электрической энергии по нерегулируемым ценам. Предельный объем электрической энергии, продажа “которого разрешается по нерегулируемым ценам, устанавливается Правительством РФ и должен быть одинаковым в процентном отношении для всех объектов оптового рынка.

Основным методологическим принципом определения экономически обоснованного уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию является реализация расходов на их производство и получение прибыли, достаточной для ведения нормальной хозйственной деятельности.

В состав регулируемых тарифов включаются расходы, состоящие из: •

нормативов удельного расхода топлива на производство 1 кВт/ч электроэнергии, за исключением ядерного; •

цены на топливо, которое используется на выработку 1 кВт/ч (регулируемая государством, установленная на основании договоров, официально опубликованных прогнозных цен, в том числе биржевых котировок); •

расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры потребления (берется в среднем за три года); •

нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного); •

оплаты труда конкретных категорий работников, определяемых в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; •

расходов на проведение ремонтных работ, утвержденных Федеральной энергетической комиссией (ФЭК).

Для атомных электростанций учитывается потребность в ядерном топливе.

Предельные тарифы на электроэнергию для поставщиков и покупателей устанавливаются ФЭК.

Эти тарифы представляют собой сумму составляющих: •

средняя стоимость единицы электроэнергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке; •

суммарная стоимость услуг по передаче энергии.

Регулирующие органы определяют величину прибыли, необходимой для эффективного функционирования и развития энергетических предприятий. Это осуществляется путем определения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемой деятельности. Рассчитывается величина прибыли, достаточная для наличия средств на обслуживание привлеченного и заемного капитала, наличия собственных средств для развития, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других основных расходов.

Размер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов, определяется на основе программ развития энергетических предприятий и утверждается регулирующими органами в установленном порядке как составная часть тарифа организации.

Цена покупки электроэнергии с оптового рынка (Цот) рассчитывается как средневзвешенное значение цены покупки с регулируемого сектора оптового рынка и цены покупки с конкурентного, свободного сектора оптового рынка по формуле:

Цот Црет * Дрег ^ //.он * Дкон,

где Дрег и //кон — соответственно цены на регулируемом и конкурентном секторах оптового рынка; ДеГ и Дкои — соответственно доли покупки электроэнергии с регулируемого и конкурентного секторов оптового рынка.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, кроме населения, устанавливается в трех вариантах: 1)

в виде стоимости 1 кВт/ч; 2)

в виде двух ставок:

а) ставка за покупку 1 кВт/ч;

б) ставка платы 1 кВт/ч электрической мощности; 3)

в виде зонных тарифов, т.е.

Для населения могут быть использованы первый и третий варианты.

Одноставочный тариф представляет собой оплату фактически потребленной энергии по определенной ставке. По одноставочному тарифу рассчитываются за потребляемую энергию все бытовые, сельскохозяйственные потребители, а также промышленные и к ним приравненные, если их присоединенная мощность не превышает 750 кВт.

Читайте так же:  Наследование приватизированной квартиры

В разных регионах страны величина одноставочного тарифа различна ввиду различий цены и качества топлива, технико-экономиче- ских показателей электростанций, удельного веса электростанций разного типа (ГЭС, АЭС, ТЭЦ) в покрытии графика нагрузки.

Ставка одноставочного тарифа различается по группам потребителей: промышленных и к ним приравненных, бюджетных (последние финансируются из федерального или местного бюджета), бытовых, коммерческих структур.

Для потребителей электроэнергии с годовым максимумом нагрузки не ниже 500 кВт применяется двухставочный тариф, состоящий из двух ставок: основной платы, не зависящей от объема потребления электроэнергии, и дополнительной платы за фактически потребленную электроэнергию, учтенную счетчиком.

Основная ставка — это оплата заявленного максимума нагрузки, т.е. оплата за заявленную мощность в часы максимума нагрузки (с 9 до 12 часов и с 18 до 21 часа). Заявленный максимум нагрузки — это наибольшая получасовая мощность, отпускаемая потребителем в часы суточного максимума нагрузки предприятия. Заявленная мощность фиксируется в договорах с потребителями и периодически контролируется по показателям специальных приборов.

При двухставочном тарифе общая сумма оплаты электроэнергии (О) выражается формулой:

Средний тариф 1 кВт/ч (Цс) исчисляется по формуле:

Цс = ЦиМ + ЦкК/ К, где Дм — основной тариф; М — заявленный максимум нагрузки, кВт; Цк — дополнительный тариф за 1 кВт/ч потребленной электроэнергии; К — количество потребленной электроэнергии, кВт/ч.

При двухставочном тарифе для потребителей с различным режимом потребления электроэнергии средний тариф за 1 кВт/ч будет различный. Он будет тем меньше, чем равномернее будет использоваться присоединенная мощность. Увеличение потребления электроэнергии на единицу присоединенной мощности означает более равномерное использование последней по времени. По этой причине система двух- ставочного тарифа, обеспечивая снижение среднего тарифа за 1 кВт/ч электроэнергии в результате большего ее потребления на единицу мощности, стимулирует предприятия более равномерно использовать мощность во времени. В то же время если предприятие перебрало заявленную мощность в часы максимума нагрузки, с него взимается штрафной тариф в пятикратном размере, если недобрало, все равно платит за заявленную максимальную мощность.

Система двухставочных тарифов применяется лишь к крупным потребителям электроэнергии. Для предприятий с небольшим потреблением электроэнергии признано нецелесообразным применение двух- ставочного тарифа. Для этих потребителей установлен один тариф за 1 кВт/ч потребленной электроэнергии.

К дополнительным методам регулирования тарифов относятся индексация и метод привязки регулируемых тарифов к средневзвешенной цене покупки электроэнергии на оптовом рынке.

Метод индексации тарифов применяется в условиях высокого уровня изменения цен на отдельные группы товаров или услуг, потребляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Суть этого метода заключается в определении регулиремо- го тарифа с учетом индексации средств на закупку соответствующих товаров или услуг. Порядок применения этого метода утверждается Федеральным агентством по энергетике.

Метод привязки регулируемых цен к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке состоит в применении установленной зависимости изменения цены (тарифа) от изменения средневзвешенной цены покупки электрической энергии на оптовом рынке.

Не допускается установление регулирующими органами льготных тарифов без определения источников и механизма компенсации льгот.

Реформирование электроэнергетики должно привести к изменению методологии ценообразования на оптовом рынке. Формирование рыночных цен на оптовом рынке в соответствии с утвержденным положением будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка. На последующих этапах становления оптового рынка электроэнергии участникам рынка будет предоставлена возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии и на покупку или продажу фиксированного объема электроэнергии для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен.

Таким образом, цены, складывающиеся в секторе свободной торговли оптового рынка, будут определяться основными принципами развития и функционирования конкурентного оптового рынка электрической энергии.

На 2006 г. намечен полный переход России к свободной купле- продаже электричества.

Розничный рынок электрической и тепловой энергии — это потребительский рынок. В структуре розничного рынка электроэнергии в 2002 г. преобладали промышленные потребители с долей 48,9% общего объема поставки электроэнергии, на долю потребителей ЖКХ приходилось 14%, потребителей транспорта и связи — 11,5%. Заметна тенденция к увеличению удельного веса непромышленной сферы, транспорта и компаний связи в общем объеме полезного отпуска электроэнергии.

Видео (кликните для воспроизведения).

В свете реформирования электроэнергетики намечено сформировать эффективные розничные рынки электроэнергии, обеспечиваю щие надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции

Изображение - Формирование тарифов на электроэнергию 129856318
Автор статьи: Петр Кошкин

Здравствуйте. Меня зовут Петр.  Я 8 лет работаю в юридической сфере консультантом. Считая себя экспертом и хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.2 проголосовавших: 15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here