Порядок и сроки уплаты земельного налога

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "порядок и сроки уплаты земельного налога" с описанием от профессионалов и комментариями. Любые вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2017-2018 годах

Сроки уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физлиц устанавливаются в законодательных актах субъектов РФ, но не позже 1 декабря года, следующего за отчетным. Что касается сроков уплаты земельного налога для юрлиц, то они не могут начинаться ранее граничного срока для сдачи декларации — 1 февраля. Подробнее о порядке и сроках уплаты налога читайте в нашей статье.

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396–397 НК РФ. В сравнении с 2017 годом для 2018 года изменений в них нет.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

Об ожидаемых изменениях в ставках земельного налога читайте в материале «[ПРОЕКТ] Новая шкала ставок земельного налога» .

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

Пример расчета налога на землю см. в материале «Как рассчитать земельный налог в 2018 году (пример)?».

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости» .

Уплата земельного налога в 2017–2018 годахфизлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.

Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. здесь.

Сроки оплаты земельного налога по итогам года для юрлиц — с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами.

Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Так, авансовый платеж по земельному налогу в 2018 году в Москве уплачивается юридическими лицами:

  • 30.04.2018 — за 1-й квартал;
  • 31.07.2018 — за 2-й квартал;
  • 31.10.2018 — за 3-й квартал.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2017 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2018, а за 2018-й — не позднее 03.12.2019 (учетом переноса срока 01.12.2018 (суббота) на ближайший рабочий день).

Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно здесь.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Читайте так же:  Оформление отказа от приватизации одного из прописанных

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Порядок и сроки уплаты налога на землю устанавливаются местными законодателями. При этом местные законы не могут противоречить Налоговому кодексу. Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально и по итогам года, но не ранее 1 февраля года, идущего за отчетным, если иные сроки не установлены на уровне региона.

Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.

Земельный налог входит в число обязательных отчислений в госбюджет, установленных для всех собственников участков, которые используются в личных или коммерческих целях.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Общий порядок уплаты земельного налога определяется статьей 396, статьей 397 НК РФ, а конкретные сроки, в которые он должен быть перечислен в местный бюджет, — локальными нормативными актами.

Юридические лица сами рассчитывают, какая сумма налога должна ими быть перечислена в бюджет. Налоговые ставки обычно определяется муниципальными органами, которые при этом не должны выходить за установленные федеральным законодательством рамки. Кроме того, на местном уровне принимается решение относительно того, должны организации уплачивать авансовый платеж или нет.

Согласно 388-й статье НК в роли плательщиков данного налога выступают граждане и предприятия, имеющие в своем распоряжении землю, входящую в категорию объектов налогообложения.

При этом у данных лиц должно быть одно из следующих прав на участок:

  • право собственности, включая совместную и долевую;
  • право бессрочного пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения.

Уплачивать налог не обязаны лица, эксплуатирующие арендованную землю или участки, переданные им в безвозмездное пользование.

Налогом облагаются все земельные территории, за исключением:

  • изъятых из оборота или тех, оборот которых ограничен;
  • отведенных под лесозаготовку;
  • относящихся к культурному наследию;
  • входящих в водный фонд и пребывающих в госсобственности;
  • используемых для возведения многоквартирных домов.

Законодательством предусмотрена льгота, предусматривающая уменьшение налогооблагаемой базы на 10 тысяч рублей для следующих граждан:

  • Героев СССР и России;
  • инвалидов I группы, а также II группы, если она присвоена ранее 2004 года; инвалидов детства;
  • ветеранов боевых действий;
  • подвергшихся радиационному воздействию.

Полное освобождение от уплаты земельного налога предусмотрено исключительно для представителей коренных народов Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири.

Стопроцентная льгота полагается следующим юридическим лицам:

  • религиозным организациям;
  • учреждениям уголовно-исполнительной системы;
  • автодорожным организациям;
  • объединениям, занимающимся художественными промыслами;
  • общественным организациям, членами которых являются инвалиды;
  • управляющим компаниям в инновационном центре «Сколково»;
  • резидентам открытых и свободных экономических зон.

Земельный налог принадлежит к категории местных сборов, особенности уплаты которых могут иметь определенные различия в отдельных регионах.

Базовые нюансы, касающиеся данного налога, прописаны в 31-й главе Налогового Кодекса, кроме того, на региональном уровне принимаются законодательные акты локального значения, которые:

  • устанавливают налоговые ставки в пределах, предусмотренных НК;
  • определяют порядок и сроки перечисления налога согласно ограничениям, введенным федеральным законодательством;
  • вводят дополнительные льготы для различных категорий граждан.

В Налоговом кодексе прописаны все основные моменты, касающиеся уплаты налога на землю. Конкретные нюансы, касающиеся размеров отчислений, льгот и сроков перечисления, содержатся в локальных законодательных актах.

Уплата земельного налога гражданами происходит в соответствии с уведомлением, рассылаемым им ответственными за сбор налогов органами.

При нахождении участка в совместной долевой собственности каждым собственником уплачивается сумма, пропорциональная его доле в общем имуществе.

Исчисление земельного налога происходит на основе кадастровой стоимости земли, которая ежегодно определяется кадастровой службой. Преимуществом физических лиц является отсутствие необходимости самостоятельно заниматься расчетами, так как за них это делают представители налоговых органов.

Граждане должны перечислять указанную сумму в местный бюджет до 1 декабря года, идущего за отчетным.

Как узнать сумму земельного налога? Смотрите тут.

Компаниям и организациям, в отличие от физических лиц, в 2019 году приходится производить расчет суммы налога самостоятельно. Для этого они должны следить за тем, какая кадастровая стоимость установлена для находящихся в их собственности земельных участков на начало каждого года.

Для юридических лиц местными властями могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае предприятиям придется производить уплату налога ежеквартально в размере ¼ от годовой суммы.

Читайте так же:  Что нужно после получения рвп прописка или регистрация временная

Всеми юрлицами, обязанными производить уплату земельного налога, должна своевременно подаваться заполненная декларация в налоговую службу.

В стандартных случаях уплата налога на землю пенсионерами производится на общих для физических лиц основаниях. Федеральное законодательство не предусматривает для вышедших на пенсию граждан каких-либо специальных единых льгот, однако их могут назначать местные власти в отдельных городах и регионах.

Детальную информацию о них можно узнать в отделении ФНС по месту жительства.

Налоговой базой для определения размера налога на земельный участок служит его кадастровая стоимость. Она ежегодно определяется специалистами кадастровой службы на начало отчетного периода с учетом актуальной рыночной цены на аналогичные объекты.

Конкретная ставка налога, используемая для расчета точной суммы, определяется муниципальными органами власти.

Юридическим лицам приходится производить подсчет подлежащей уплате суммы самостоятельно, в то время как физические лица, в том числе ИП, делать этого не должны, так как они получают уведомления с конкретными цифрами от налоговой службы.

ФНС использует сведения, предоставляемые органами, которые отвечают за регистрируемую недвижимость.

Обязанность по установке ставки земельного налога лежит на муниципалитетах, которые при этом должны отталкиваться от цифр, прописанных в 394-й статье НК.

Предельный размер налога не может быть более 0,3% от кадастровой стоимости таких земель:

  • сельскохозяйственных;
  • используемых для возведения жилых зданий и обустройства сопутствующей инфраструктуры;
  • находящихся под садами/огородами и подсобными хозяйствами;
  • спецземель, оборот которых ограничен.

Во всех остальных случаях верхняя планка налоговой ставки – 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Физические лица могут уплачивать земельный налог следующими способами:

  • в банковском отделении или через платежный терминал (по указанному в полученном от налоговой службы уведомлении индексу документа или штрихкоду);
  • в онлайн-режиме через веб-ресурс ФНС или специализированные сервисы;
  • при помощи функций интернет-банкинга.

Юридические лица имеют возможность оплачивать налог на землю исключительно через банковские отделения посредством платежных поручений.

Какие сроки оплаты земельного налога? Информация здесь.

Как рассчитать налог на земельный участок? Подробности в этой статье.

Порядок и сроки уплаты земельного налога различаются для физических и юридических лиц. Налоговым кодексом установлено, что срок перечисления организациями данного платежа в бюджет не может быть ранее 1 февраля следующего за отчетным года. При этом местные органы власти вправе устанавливать свои даты, но исключительно более поздние.

То же самое касается физических лиц, однако для них отправной точкой является 1 декабря года, идущего после отчетного.

Таким образом, земельный налог имеет свою специфику расчета и уплаты, которую должны учитывать все налогоплательщики.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
    • Регионы – 8 (800) 333-88-93
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Правила (порядок, срок) уплаты земельного налога определяются местными властями (а также властями регионов — Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга) с учетом положений российского Налогового кодекса (далее – НК РФ). Эти правила различны для физических и юридических лиц. Если они нарушаются налогоплательщиком, то его могут привлечь к ответственности (наложить штраф за неуплату налога, начислить пени за просрочку платежей).

Куда платить земельный налог юридическим лицам и гражданам?

Земельный налог является местным, поэтому местные власти определяют:

  • ставки налога;
  • сроки уплаты;
  • обязательность авансовых платежей по налогу;
  • налоговые льготы.

Доходы от него идут на пополнение казны муниципальных образований, и платить его нужно в бюджет того муниципалитета, на территории которого находится земельный участок.

Что делать, если участок расположен на земле сразу нескольких муниципалитетов? В таком случае уплату нужно произвести в местные бюджеты всех муниципалитетов, на территории которых он находится. Такие разъяснения были даны Минфином России, в частности, в Письме № 03-06-02-02/59 от 5 мая 2006 г. (пункт 6). База налогообложения для каждого муниципалитета определяется в этом случае как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорционально части участка, приходящейся на соответствующее муниципальное образование. Уплата налога при этом должна производиться в порядке и в сроки, установленные на территории каждого муниципалитета. Для получения информации о размере доли, приходящейся на конкретное муниципальное образование, Минфин рекомендовал обращаться в территориальные органы Роснедвижимости (данная служба упразднена, ее функции переданы Росреестру) и местного самоуправления.

Организации должны самостоятельно рассчитать налог по истечении календарного года (налогового периода). Далее они должны заплатить налог в сроки, установленные местными властями. Причем такой срок не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим. Это следует из пункта 1 статьи 397 и пункта 3 статьи 398. Например, по итогам 2016 года срок уплаты не может быть установлен ранее 01.02.2017.

Читайте так же:  Как исправить кадастровую ошибку в судебном порядке

С учетом этого правила муниципальные образования определяют сроки уплаты земельного налога на своих территориях. Например, в Москве организации должны уплатить земельный налог за 2016 год не позднее 01.02.2017. В Санкт-Петербурге налог за 2016 год должен быть уплачен юридическим лицом не позднее 10.02.2017.

Кроме того, местные власти (власти Санкт-Петербурга, Севастополя, Москвы) вправе определять периодичность уплаты аванса по налогу. При этом местные власти могут предусмотреть в своих нормативных актах, что авансовые платежи не осуществляются.

В Москве и Санкт-Петербурге авансовые платежи по налогу должны быть сделаны до 30.04, 31.07, 31.10 включительно. То есть на уплату аванса дается 1 календарный месяц после соответствующего отчетного периода.

Ознакомиться со сроками уплаты налога можно на сайте ФНС. В данном сервисе доступна информация по практически любым региону и муниципальному образованию. Чтобы получить нужную информацию, нужно заполнить интуитивно понятную форму поиска, после чего сервис выведет данные по соответствующей территории.

Физические лица, в том числе предприниматели, не должны исчислять налог самостоятельно, в связи с чем не должны они сдавать и налоговые декларации. Уплата налога на землю осуществляется на основании уведомления, полученного от налоговых органов, которое должно рассылаться не позднее чем за 30 дней (рабочих) до наступления срока уплаты. Уплатить земельный налог для физических лиц нужно при этом до 1 декабря (включительно) года, следующего за истекшим. 1 декабря — это срок уплаты как налога на землю, так и других имущественных налогов для граждан, действующий на территории всей страны.

Что касается авансовых платежей, то в отличие от организаций физические лица аванс не платят, а местные власти не имеют право его устанавливать.

Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока подачи налоговых деклараций на землю. С другой стороны данная категория плательщиков должна уплачивать земельный налог в срок не позднее 1 февраля года следующего за налоговым периодом, а значит налоговую декларацию необходимо подать хотя бы на несколько дней раньше.

Представительный орган муниципального образования при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий плательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течении налогового периода.

Право не исчислять и (или) не уплачивать авансовые платежи по земельному налогу может быть предусмотрено для:

  • · Собственников дачных земельных участков, садовых земельных участков, огородных земельных участков
  • · Физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями
  • · Членов крестьянских фермерских хозяйств
  • · Лий, имеющих право на уменьшение налоговой базы земельного налога на 10 тысяч рублей
  • · Других категорий налогоплательщиков.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков

Если на территории муниципального образования принято решение об уплате налога путем внесения авансовых платежей по итогам отчетных периодов, то сумма по итогам налогового периода определяется как разница между суммой земельного налога и суммами уплаченных авансовых платежей. При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение

соответствующей налоговой базы и установленной до ли налоговой ставки в размере, не превышающей Ѕ налоговой ставки в случае установления одного авансового платежа и 1/3 налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей и 1/4 -если отчетный период квартал.

В случае возникновения (или прекращения) у налогоплательщика в течении налогового периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев в течении которых данный участок находился в собственности налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом месяц возникновения прав считается как полный месяц, если возникновение прав произошло до 15 числа этого месяца, месяц прекращения прав принимается за полный месяц, если прекращение указанных прав произошло после 15 числа соответствующего месяца.

Исчисление налога осуществляется организациями самостоятельно, а физическими лицами – на основании уведомлений налоговых органов. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они исчисляют налог самостоятельно только в отношении тех земельных участков, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности. В аналогичном порядке исчисляются авансовые платежи по земельному налогу.

Согласно п.4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Требования к форме, содержанию и порядку направления налоговых уведомлений содержатся в ст. 52 НК РФ. Причем в силу ст. № 398 НК РФ физические лица не предоставляют отчетность по земельному налогу в налоговые органы.

Читайте так же:  О налоге при продаже квартиры менее 3 лет в собственности что важно знать

В тех случаях, когда исчисление суммы налога (авансового платежа) осуществляется налоговым органом, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В налоговом уведомлении должны быть указаны:

  • · Размер налога, подлежащего уплате
  • · Расчет налоговой базы
  • · Срок уплаты налога

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России).

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог в общем виде рассчитывается по следующей формуле (7.1):

Земельный налог = НСТ*КВР*(КСТ*ДУЧ – НС) (7.1)

где: НСТ – налоговая ставка,

КВР – коэффициент использования земельного участка по времени,

КСТ – кадастровая стоимость земельного участка,

ДУЧ – доля налогоплательщика в праве на земельный участок,

НС – не облагаемая налогом сумма.

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени осуществляется в соответствии со ст. 78 и 79 гл. 12 НК РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, в счет погашения недоимки либо возвращается налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится (если иное не установлено НК РФ) налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не предусмотрено.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишней уплаченной суммы налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Если иное не предусмотрено НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

Организациям и индивидуальным предпринимателям – плательщикам земельного налога не нужно представлять расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода (п. п. 2, 3 ст. 398 НК РФ). Соответственно, с 1 января 2011 г. они отчитываются один раз в год: декларация подается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями или индивидуальными предпринимателями, как разница между суммой налога, исчисленной за налоговый период, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Читайте так же:  Новые правила постановки на кадастровый учет квартиры в новостройке

С 1 января 2011 г. физ.лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по земельному налогу. Теперь для указанных лиц срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответствующие коррективы внесены в ст. ст. 396 и 397 НК РФ.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Согласно п. 6 ст. 391 НК РФ порядок и сроки подачи указанных документов устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С 1 января 2011 г. в данную норму введено уточнение: срок представления документов, подтверждающих право на вычет по земельному налогу, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности:

  • 1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
  • 2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
  • 3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель”, а ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Налоговая база = КСТ*Дуч,

Где КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;

Дуч – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Следует иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется по конкретному земельному участку, также как и кадастровый номер земельного участка присваивается каждому конкретному земельному участку.

Вместе с тем согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого же года.

Если собственник земельного участка не один, установлены правила определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей долевой и в общей совместной собственности. Следует помнить, что в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Известно, что кадастровая стоимость земли может в течение налогового периода измениться. Например, при переводе земель из одной категории в другую или изменении вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. ст. 390 и 396 Кодекса налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. Произошедшая в течение налогового периода «переоценка» будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Исключение – если изменение результатов государственной кадастровой оценки земли произошло в результате исправления технических ошибок, судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Изображение - Порядок и сроки уплаты земельного налога 129856318
Автор статьи: Петр Кошкин

Здравствуйте. Меня зовут Петр.  Я 8 лет работаю в юридической сфере консультантом. Считая себя экспертом и хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.7 проголосовавших: 13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here