Социальная норма потребления электроэнергии

Сегодня предлагаем ознакомиться с темой: "социальная норма потребления электроэнергии" с описанием от профессионалов и комментариями. Любые вопросы вы можете задать дежурному юристу.

С 01.09.2013г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2013г.№ 614 расчет стоимости электрической энергии для населения производится с учетом социальной нормы потребления. При этом объем электроэнергии, потребленной в пределах социальной нормы оплачивается по пониженному тарифу, а электроэнергия, потребленная сверх социальной нормы — по повышенному тарифу.

Социальная норма электропотребления зависит от многих параметров, в том числе:

  • количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении — постоянно и временно;
  • типа жилого помещения — от его месторасположения(в городе или сельской местности), оборудования стационарными электрическими плитами, электроотопительными и электронагревательными установками;
  • от отнесения жилого помещения к аварийному или ветхому жилому фонду;
  • от проживания в жилом помещении одиноко проживающих пенсионеров (инвалидов) или семей пенсионеров.

В целях верного определения величины социальной нормы потребления электроэнергии, просим граждан — потребителей уточнить имеющуюся у ОПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» информацию (с предоставлением подтверждающих документов) о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.

Величины социальной нормы потребления электроэнергии устанавливаются постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (РСТ РО) и размещаются на данном сайте в разделе: «Льготы».

С 1 июня 2014 года постановлением РСТ РО от 29.05.2014 г. № 23/2 установлены коэффициенты сезонности к величине социальной нормы потребления электрической энергии.

Информация о величинах социальной нормы для различных групп домохозяйств и типов жилых помещений приведена на рисунке:

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Frostov.tns-e.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2Fb05%2FSotsialnaya-norma

Возможно, ответ на Ваш вопрос уже есть в разделе Часто задаваемые вопросы

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fenergovopros.ru%2Fupload%2Finformation_system_23%2F5%2F0%2F4%2Fitem_50437%2Finformation_items_50437

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Читайте так же:  Оформление субсидии на оплату коммунальных услуг пенсионерам

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F81%2F88%2F1929_t_100x67

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F81%2F88%2F1929_d_850

Тема дифференциации тарифов в зависимости от энергопотребления обсуждается в связке с перекрестным субсидированием в электроэнергетике (когда одна группа потребителей платит за другую). 19 сентября на совещании у Дмитрия Козака рассматривался комплекс мер по снижению объемов этого субсидирования, однако конкретные параметры дифференциации тарифов еще прорабатываются, сообщил “РГ” помощник Козака.

Появление соцнормы будет стимулировать развитие энергосбережения и снизит нагрузку на промышленность, считает замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.

Обсуждение соцнормы – фактически реанимирование давней идеи. Как рассказывал три года назад на пресс-конференции в “РГ” замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, на тот момент обсуждался ввод трех диапазонов энергопотребления – менее 150 кВт/ч в месяц, от 151 до 600 и более 600 кВт/ч. По подсчетам минэнерго, в первую категорию попадали 73 процента населения (для них тариф за электричество фактически становился бы меньше на два процента). Во вторую категорию попадала четверть россиян (тариф выше на 12 процентов). За потребление электричества свыше 600 кВт/ч базовый тариф рос бы на 52 процента (это касалось всего двух процентов домохозяйств).

Читайте так же:  Что собой представляют апартаменты, основные отличия от квартир при покупке

Льготные категории – многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры и другие социально уязвимые слои населения – в основном потребляют менее 150 киловатт-часов (95 процентов), поэтому для них риск, что платежи вырастут, минимален. К тому же для них будут действовать пониженные тарифы по тому же принципу, что и сегодня.

В Красноярском крае понятие “соцнормы энергопотребления” было введено еще в 2005 году как одна из мер по защите неимущих и малообеспеченных слоев населения. По последним данным, норма “льготного” энергопотребления составляла 110 кВт/ч в месяц на одиноко проживающего и по 75 кВт/ч на каждого члена семьи. Цены на этот объем ниже, чем за его пределами. По данным энергетиков, большая часть абонентов укладывается в норму. Те, кто выходят за ее рамки, – чаще домохозяйства с множеством энергоемких приборов.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F80%2F55%2FTASS_7746915_t_310x206

В Орловской области новация появилась на пять лет позже по решению региональных властей. Тогда она составляла 200 кВт/ч в месяц на домохозяйство с одним человеком. С 1 сентября 2013 года там начался эксперимент по решению федеральных властей. Орловская область вошла в число шести пилотных регионов, однако все они сохранили право самостоятельно варьировать размеры тарифов и устанавливать местные льготы.

В Орле соцнорма – 190 кВт/ч в месяц, и она самая высокая среди пилотных регионов. Сейчас базовый одноставочный тариф в пределах соцнормы составляет 3,74 рубля за кВт/ч, сверх – 4,94 рубля. “Практика показала, что решение о введении соцнормы было оправданным и экономически целесообразным как для потребителей, так и для поставщиков услуг, – отметила начальник областного управления по тарифам и ценовой политике Елена Жукова. – Подавляющее большинство населения – 96 процентов – оплачивает электроэнергию в пределах соцнормы”.

Ростовская область тоже попала в “пилот”. На первого зарегистрированного в доме или квартире человека она составляет 96 кВт/ч, на второго – 60 кВт/ч, на последующих – 40 кВт/ч. Там в соцнормы укладывается 70 процентов потребителей.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F64%2F68%2F5p_jkh_t_310x206

В принципе, привыкнув к новым расчетам, многие семьи ими даже довольны. В Нижнем Новгороде наш корреспондент встречался с горожанами. “В сентябре мы потратили 180 кВ/ч на 644,4 рубля. Если бы не соцнорма, то нам пришлось заплатить почти в два раза больше – 1119,6 рубля”, – говорит Светлана Матвеева.

Но не все так просто: в пилотных регионах были и проблемы. Например, в Ростовской области оказалось, что в соцнорму не могли уложиться многодетные семьи и жители ветхого и аварийного жилья, которое отапливалось электричеством. Кроме того, из-за жары летом здесь активно используют кондиционеры, что значительно повышает расход энергии. В итоге в регионе расширили список льготных категорий и ввели коэффициент сезонности. Эксперты считают, что опыт пилотных регионов необходимо проанализировать, прежде чем принимать окончательное решение.

Нормы потребления электричества: что об этом следует знать

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn25.img.ria.ru%2Fimages%2F153017%2F21%2F1530172193_0%3A405%3A3888%3A2592_600x0_80_0_0_5898ddb4d33ac3b0f10e6e99534500ab

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn24.img.ria.ru%2Fimages%2F152519%2F18%2F1525191854_0%3A236%3A1817%3A2054_100x100_80_0_0_7491563546ce9fad5a24456f304276b4

Сергей Савчук

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn25.img.ria.ru%2Fimages%2F52415%2F30%2F524153078_0%3A0%3A2854%3A1616_600x0_80_0_0_fd93beb27936b29c60d214eb0bdd2790

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье. Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления. Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к “этой стране”. Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn21.img.ria.ru%2Fimages%2F143697%2F86%2F1436978660_0%3A340%3A2929%3A2001_600x0_80_0_0_e622581749ffe8053e0baed5c379849d

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны. В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов. Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто “съел” больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn24.img.ria.ru%2Fimages%2F152372%2F32%2F1523723276_0%3A91%3A3317%3A1957_600x0_80_0_0_02b40d6d4591f19e3e339a0f5d35ceaa

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше. Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn23.img.ria.ru%2Fimages%2F152855%2F12%2F1528551248_0%3A0%3A640%3A363_600x0_80_0_0_339dfe69c587026fc0ad1fbc7380d33e

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn25.img.ria.ru%2Fimages%2F152907%2F57%2F1529075762_0%3A549%3A5567%3A3708_600x0_80_0_0_64e404ef097e861d0b3eaebe420e1e30

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn23.img.ria.ru%2Fimages%2F152907%2F24%2F1529072474_0%3A102%3A5567%3A3261_600x0_80_0_0_f5a2208516c433ee1b6e6ce568dd8e53

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак. И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям). На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по “экономически обоснованному производителем и поставщиком”. Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Читайте так же:  Как узнать инвентаризационную стоимость квартиры

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn24.img.ria.ru%2Fimages%2F152579%2F83%2F1525798323_0%3A173%3A3027%3A1876_600x0_80_0_0_a4cb8d40381297aa0b798b47658728b9

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт. Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем “тянет” 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fpouchetu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F03%2Fnormy-potrebleniya-1

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fpouchetu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F03%2Fs-dopolnitelnymi-zatratami

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

В каких случаях назначается оплата по нормативом при установленном электросчётчике

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fpouchetu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F03%2Fnormy-dlya-regionov

Случаи выхода из строя электросчётчика должны подтверждаться соответствующим актом, составленным представителями энергонадзора, с указанием причин неисправности.

Обратите внимание! Приборы учёта могут эксплуатироваться только до истечения срока плановой поверки, без проведения которой использование электросчётчика не разрешается.

Читайте так же:  Способы выписаться из квартиры

Потребитель должен контролировать плановый срок поверки, обеспечив доступ представителей контролирующей организации для демонтажа прибора с целью проведения поверочных работ.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:

  • приобретения современных бытовых приборов более высокого класса, экономно расходующих энергию. Согласно международной системе классификации приняты условные обозначения буквами латинского алфавита от А до G, где А – наиболее экономные устройства;Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fpouchetu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F03%2Fklass-energopotrebleniya
  • герметичности и изоляции помещения при включённых кондиционерах или электрообогревателях;
  • своевременного удаления накипи со стенок электрочайников или использование альтернативных источников энергии для кипячения воды;(Читайте статью: Сколько расходуют электрические чайники)
  • соблюдения правил эксплуатации электроприборов, предусмотренных изготовителем;
  • использования экономных осветительных ламп.(Читайте статью: Сколько потребляют разные виды лапмочек)

Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.

Введение социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Правительство РФ предлагает установить для жителей многоквартирных домов и частных домовладений социальную норму потребления электроэнергии. За потребление электричества больше этой нормы будут установлены повышенные тарифы.

В планах российского правительства уже с 2019 года установить для бытовых потребителей так называемую социальную норму потребления электроэнергии. Журналисты выяснили, что вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак дал поручение главам Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС подготовить соответствующие проекты нормативных документов. Сделать это чиновники должны до середины января следующего года. Кроме того, чиновники рассматривают возможность упразднения льгот по оплате электроэнергии в домах, оборудованных электрическими плитами и негазифицированных, а также для сельских жителей. Сейчас эти две категории потребителей платят за свет по пониженным тарифам. Кстати, аналогичную схему введения дифференцированных тарифов по электроэнергии Правительство РФ уже предлагало в 2013–2014 годах, но там схема была еще жестче нынешней, как отмечают эксперты.

Суть этой меры заключается в том, что при превышении гражданином потребления минимальной установленной нормы электричество будет обходится ему существенно дороже: при превышении лимита резко вырастают тарифы.

Чиновники, как уже было сказано раньше, остановились на более щадящем для населения варианте. Потолок социальной нормы они намерены зафиксировать на уровне 300 кВт/ч. Такая норма потребления будет установлена «по точке потребления», то есть не на каждого человека, а на семью или любую группу людей, проживающих в одной квартире. Итак, электричество: в пределах 300 кВт/ч будет оплачиваться по льготному (стандартному) тарифу; в пределах от 300 кВт/ч до 500 кВт/ч — по повышенному тарифу; свыше 500 кВт/ч — по «экономически обоснованному» тарифу.

Чиновники подсчитали и указали в протоколе заседания, что в среднем расход электроэнергии средней российской семьи (2 взрослых и 1 ребенок) составляет 220 кВт/ч, поэтому, как уверены чиновники, в соцнорму уложатся практически все граждане. Проблема только в том, что большинство семей в России не состоит из двух взрослых и одного ребенка. А один человек в среднем по стране потребляет электроэнергии порядка 90 кВт/ч в месяц. Поэтому и средний показатель фактически занижен, особенно для тех домов, где пользуются электрическими плитами. Поэтому очевидно, что если новая схема будет принята и заработает, за электричество россиянам придется платить больше.

Введение социальной нормы потребления населения электроэнергии входит в правительственную программу по оптимизации льгот. В частности, речь идет о так называемом перекрестном субсидировании — повышения цен для одних групп потребителей в целях снижения тарифов социально незащищенным гражданам. В планах чиновников тратить на субсидии не более 89 млрд рублей в год, но это не получается.

Чтобы достичь такого показателя, придется повысить тарифы ЖКХ для населения сразу на 13,9% в год. И делать это ежегодно. Поскольку такого повышения, к тому же без экономических обоснований, население не поймет, решено организовать вот такое «скрытое» подорожание пока только электроэнергии. Но если план сработает, не исключено появление социальных норм на холодную и горячую воду, а также газ.

Чиновники заверили журналистов, что продолжат выделять субсидии, в том числе и на оплату электричества, всем гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Однако категории потребителей, приравненных к населению, они намерены сокращать, удалив из перечня: садоводческие и огороднические товарищества; гаражные кооперативы; хозяйственные постройки граждан (сараи и погреба); религиозные организации; жилье при воинских частях; места лишения свободы, которые сейчас отнесены к бытовым потребителям с соответствующими тарифами.

Если их удалят из этого списка, для них будет применятся промышленный тариф, который существенно выше. Кроме того, для сельских жителей и граждан, проживающих в квартирах, оборудованных электроплитами, предусмотрено «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1. Это значит, что льготных тарифов для этих категорий потребителей скоро больше не будет.

Социальные нормы потребления электроэнергии. Посчитали и удивились

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fgisee.ru%2Fupload%2Fiblock%2Ff72%2Ff724f3723be253c1a8f0d84b21035c11

Предстоящее введение социальных норм потребления электроэнергии вызывает множество споров. О том, где заканчиваются границы разумной экономии и начинаются различные формулировки пресловутого увеличения тарифов ЖКХ, читайте в обзоре «Разумная» экономия: россиянам придется выбирать между чайником и утюгом».

С 1 сентября этого года в нескольких российских регионах начал действовать пилотный проект по применению так называемых социальных норм потребления электроэнергии.

Суть нововведения заключается в том, что в пределах обозначенной нормы тарифы на электричество будут снижены, а за ее пределами — несколько повышены. Чиновники всех уровней уверяют нас, что от этой инициативы выиграют те, кто энергию экономит, те же, кто расходует много электричества, — будут вынуждены оплачивать излишки по завышенному тарифу.

Соцнорма потребления электроэнергии. На что хватит «энергопайка»

Социальную норму устанавливают местные власти индивидуально в каждом регионе. С сентября проект начал работать в Забайкальском и Красноярском краях, а также во Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях. При этом с 1 июля 2014г. социальные нормы будут введены по всей России.

Читайте так же:  Субсидии на строительство дома

Инициаторы проекта убеждают, что для 70% населения тарифы останутся на прежнем уровне или будут несколько снижены, лишь 30% потребителей столкнутся с выбором: урезать потребление электроэнергии сверх данной нормы или платить по завышенной ставке. Лимиты энергопотребления разнятся от региона к региону.

Минимальные установлены в Нижегородской и Владимирской областях — 50 кВт*ч, в Забайкальском и Красноярском краях — 65 кВт*ч и 75 кВт*ч соответственно, в Ростовской области — 96 кВт*ч. Больше всего повезло жителям Самарской и Орловской областей — им разрешено тратить по 150 кВт*ч в месяц на человека. Таким образом, усредненное значение по России составляет порядка 70 кВт*ч.

Давайте попробуем рассчитать, на что хватит социальной нормы электричества, которую россияне, по мнению законодателей, не должны превышать, и сколько энергии «съедят» приборы, которые попали в список излишеств.

Объекты энергопотребления, которые есть в каждом доме — это холодильник (30 кВт*ч), стиральная машина (20 кВт*ч), телевизор (20 кВт*ч), компьютер (30 кВт*ч), чайник (15 кВт*ч), утюг (10 кВт*ч), лампы освещения (15 кВт*ч). В скобках приведено ежемесячное энергопотребление каждого прибора при минимальном пользовании им. При стандартном наборе электроприборов и минимальном их использовании получается цифра 140 кВт*ч.

А теперь давайте прибавим сюда приборы, которые уже давно перестали быть роскошью и встречаются во многих домах. Микроволновая печь (6 кВт*ч), посудомоечная машина (20 кВт*ч), кондиционер (40 кВт*ч), зарядки для гаджетов.

Кроме того, не надо забывать, что отдельная статья энергопотребления — общедомовые нужды (освещение в подъезде, лифты), расходы на которые будут делиться между всеми жильцами.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fgisee.ru%2Farticles%2Fe0142d5104acd53b2b713cd1861e8590

Исполнительный директор НП ЖКХ «Развитие» и один из главных инициаторов проекта Андрей Чибис считает, что большей части потребителей бояться нечего: «Подавляющее большинство населения будет платить по ценам, которые растут более низкими темпами и не будут превышать уровня инфляции, нежели та электроэнергия, которая будет за рамками социальной нормы». Он заверил, что большая часть пользователей от этой меры ни в коем случае не пострадает.

«Большинство населения, которое умеет разумно подходить к использованию энергии, даже получит более дешевую электрическую энергию, чем ранее», — добавил он.

Другого мнения придерживается эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. «Думаю, оплата увеличится, потому что пороговый уровень соцнормы, я предполагаю, будет установлен ниже, чем реальные обычные естественные потребности граждан», — говорит он.

Д.Гордеев аргументировал свою позицию тем, что современные дома оборудованы большим количеством достаточно мощной техники. «Я очень скептически отношусь к тому, что 70% населения будет укладываться в установленную норму с учетом большого количества приборов, потребляющих электроэнергию», — резюмировал он.

Продолжение нормирования потребления. «Обезвоживание» населения

Позднее стало известно, что аналогичные меры распространятся и на потребление воды. Поводом к «реформе» стал высокий износ основных фондов и несоответствие воды стандартам качества. Коммунальщики предложение поддерживают: они считают, что введение соцнормы заставит россиян экономнее относиться к потреблению воды и снизит нагрузку на сети.

По словам А.Чибиса, если в 2014г. пилотный проект будет реализован успешно, в 2015г. введут социальную норму на водоснабжение. «Подход точно такой же: для большинства населения, которое разумно потребляет, ничего не изменится. Что касается тех, у кого есть огромные участки — если они будут превышать норму, будут платить дороже», — отметил он.

Объясняя механизм действия программы, А.Чибис отметил, что сократится потребление воды, а также необходимость инвестировать в строительство новых очистных сооружений и инфраструктуру. По его словам, эти деньги в рамках тарифа и инвестиционной составляющей платежей пойдут на модернизацию уже действующей инфраструктуры.

«Сегодня потребление воды у нас чуть ли не в два раза превышает среднеевропейское, потому что мы не приучены экономить. Постепенно в течение пяти лет эти меры должны привести к эффективному потреблению ресурсов, включая воду», — резюмировал эксперт.

Д.Гордеев объясняет введение драконовских мер далеко не стремлением законодателей облегчить жизнь добросовестным потребителям. «Энергетики неслучайно эти нормы лоббируют — они не думают о том, чтобы потребление электроэнергии было меньше, потому что это равносильно тому, чтобы пилить сук, на котором они сидят. Если будет меньше потребление, они будут меньше получать. Они лукавят. Главный расчет — что за счет оплаты по повышенной ставке тарифа они получат больше средств», — объяснил эксперт.

Стоит отметить, что социальные нормы на воду и электричество — не ноу-хау российских властей, подобные меры давно действуют практически во всех развитых странах. К слову, в Европе размер соцнормы не сильно отличается от того, который собираются ввести в России: он составляет от 100 до 150 кВт*ч в зависимости от государства.

Однако соцнормы там работают в едином комплексе. Например, чтобы сократить потребление воды, экономные европейцы моют посуду только в посудомоечной машине. Чтобы сэкономить на электричестве, покупают современную технику с самым продвинутым классом энергопотребления.

Кроме того, нельзя забывать о климатических особенностях и техническом состоянии всей коммунальной инфраструктуры. Действуют и разнообразные социальные программы, которые позволяют использовать более выгодные тарифы: к примеру, для людей с низким уровнем доходов.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В Великобритании одна из компаний намерена предложить некоторым клиентам бесплатное электричество по субботам, чтобы они переносили большую долю затрат электроэнергии на выходные, когда нет большого спроса со стороны промышленных предприятий. Услуга будет доступна только тем британцам, у кого дома установлены «интеллектуальные счетчики». Во что выльется эта инициатива для большинства россиян, покажет время. Пока же предельно ясно, что «втиснуться» в установленную соцнорму будет достаточно проблематично.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии 129856318
Автор статьи: Петр Кошкин

Здравствуйте. Меня зовут Петр.  Я 8 лет работаю в юридической сфере консультантом. Считая себя экспертом и хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.7 проголосовавших: 13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here